Школа №2

    

    

Советы психолога "Как помочь ребенку подготовиться к ЕГЭ"

Уважаемые родители выпускников!


     Ваши дети и Вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни - подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена.

     Экзамены - это испытание для личности в любом возрасте, особенно в подростковом. Экзамены - настоящий стресс. Стресс - это реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет.

     Психологическая подготовка и поддержка ребёнка со стороны семьи - важнейшая составляющая его успеха на экзаменах. Вначале Вам важно определить, насколько Ваш ребёнок способен переносить стрессы. На этой основе вы можете определить способы его поддержки.


Подростки с хорошей переносимостью стрессов:
С детства отважны, не только не боятся риска и опасностей, но и стремятся к ним.
Отличаются большим интересом ко всему окружающему, всё исследуют.
Самостоятельно учатся уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается и даже улучшается.
Им всегда нравились самые разные ситуации испытания их способностей, знаний и умений - они предвкушают их, как спортсмены важных стартов.
К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и показали хорошие результаты.
Во время контрольных и экзаменов они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет мышление и сообразительность.
Они с удовольствием делятся с Вами своими достижениями, в том числе в учёбе и на экзаменах.
Неудачи на экзаменах не вызывали у них переживаний своей неполноценности, пессимизма, они не «опускали рук», а, наоборот, у них возникал азарт, стремление достичь успеха.

Такие подростки требуют подхода к ним как к взрослым. Вам не надо развивать у них саму способность преодолевать стрессы, Ваша поддержка должна сводиться к активизации у детей имеющихся ресурсов преодоления стрессов .

Основные направления помощи.
Питание - регулярное, лучше 5 раз в день, но не есть перед сном.
Больше витаминов - овощей, фруктов, ягод( брусника, клюква, черника, чёрная смородина), лимонов и апельсинов.
Режим дня: не заниматься по ночам - заканчивать занятия не позднее 22:00; перед сном – около часа отдыха и переключения внимания; сон не меньше 8-ми часов.
Подростку оптимально заниматься периодами по 1,5 часа с получасовыми перерывами и с применением в них приёмов переключения внимания:
- прослушивание музыки, успокаивающей подростка.
- чтение книг или просмотр фильмов - приключение, юмор.
- лёгкая гимнастика под бодрящую музыку.
-непродолжительное общение с друзьями по телефону.
- аутогенная тренировка.
Домашняя физиотерапия:
- прохладный или контрастный душ с утра;
- вечером успокаивающие тёплые ванны (хвойные, ароматизированные);
- массаж головы и шейно - воротниковой зоны( утром интенсивный, стимулирующий, вечером- слабыми прикосновениями, успокаивающий).
На время подготовки к ЕГЭ лучше исключить работу в Интернете, если этого не требует сама подготовка.
Помощь репетиторов. Этот вид помощи не является обязательным, решение о нём принимается после консультации семьи с преподавателями школы с решающим словом за подростком. Начинать занятия надо с тех предметов, которые он выбрал, по которым подросток чувствует себя менее уверенно, это сразу снижает уровень тревожности. Из всех предметов ЕГЭ достаточно репетиторства по двум - трём.
Волевая мобилизация. Вы можете предложить подростку проанализировать его способы, с помощью которых он начинал впоследствии успешные для него дела как поддерживал себя при возникновении препятствий и трудностей. К ним могут относиться: предварительное составление подробного плана действий, предвидение препятствий и вариантов их преодоления, отдача самому себе приказа о начале дела, отождествление себя с любимым героем (книг, фильмов) или авторитетным взрослым и др.
Семейная психотерапия.
Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с ЕГЭ. Такая среда создаётся следующими приёмами:
- Более частый контакт родителей с ребёнком - в перерывах между занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.
- Совместное и ежедневное проведение позитивных итогов дня. Вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребёнку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.
- Совместные с ребёнком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов. Вы можете рассказать ребёнку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.
- Стиль общения с ребёнком - оптимистический, задорный, с юмором.
Подростки с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учёбе
С детства некоторые подростки отличаются страхами: он боится остаться один, темноты, животных, высоты, незнакомых.
Позже, при подготовке к школе и в младших классах к ним присоединяются страхи проявить инициативу, самостоятельность, начать дело, допустить ошибку, страх оценки результатов, ответов на уроке, особенно - у доски.
Чтобы избежать стрессов, связанных с испытаниями, дети пытаются избежать их (например, просят освобождения от экзаменов), сказываются больными.
Стараются оттягивать приготовление домашних уроков под разными предлогами.
На контрольных и экзаменах они сильно переживают, и у них ухудшается мышление (« ничего не могут сообразить»); в результате они не решают даже те задачи, которые в спокойной ситуации решили бы без труда.
Пытаются скрывать от родителей свои неудачи в учёбе, отчего развиваются навыки защитной лживости.
Подолгу переживают из-за низких оценок или, наоборот, те не вызывают у них стремления их улучшить, а лишь обостряют попытки уклониться от учёбы.
Ранее имели периоды трудностей в учёбе и ухудшение успеваемости – в начале учёбы в 1-2-м классе, при переходе в 5-6 классы, при усложнении программы в 8-9 классе.
Помощь родителей.
Подростки с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учёбе нуждаются в непрерывной поддержке родителями и в длительной подготовке к ЕГЭ - в течение всего года учёбы, или даже лучше в течение 10-11-го классов.
Сущность такой подготовки – повышение у детей способности переносить стрессы, быть самостоятельными и организованными.
Основные направления помощи родителей.
Психофизиологическая помощь.
Она аналогична помощи предыдущей группе, а, кроме того, включает направления, специально рассчитанные для данного типа детей:
1. Удлинение сна до 9-10 часов в сутки, можно с выделением из него 2-3 часов дневного сна;
2. Учащение вашего контакта с ребёнком - обнимании и ласки;
3. Приготовление ребёнку его любимых блюд;
4. Получение у врача (детского невропатолога ) лечения, укрепляющего и успокаивающего нервную систему ребёнка ( отметим, что современное успокаивающее лечение не только не тормозит нервную систему, а, наоборот, способно стимулировать интеллект и работоспособность); начинать лечение следует за 1-3 месяца до ЕГЭ.
Некоторые особенности запоминания.
1. Трудность запоминания растёт непропорционально объёму. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределённое заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Чем больше времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
Условия поддержки работоспособности
1. Чередование умственного и физического труда.
2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове) так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.
3. Бережное отношение к зрению.( Делать перерыв каждые 20-30 минут: взгляд вдаль, оторвать глаза от книги.)
4. Минимум телевизионных передач!
Приёмы психологической защиты
1. Переключение. Начинайте думать о чём-нибудь для Вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
2. Сравнение. Сравните своё состояние с состоянием и положением других людей, и Вы найдёте, что у многих оно тяжелее, чем у Вас. Это ослабит Ваше переживание.
3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызывающие у Вас даже маленькую радость.
4. Мобилизация юмора. Смех - противодействие стрессу.
5. Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра».
6. Разрядка ( физическая работа, игра, любимые занятия).
7. Быстрое мышечное расслабление (релаксация)

Советы родителям и педагогам: как помочь детям подготовиться к экзаменам (ГИА). Рекомендации психолога.

• Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
• Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
• Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
• Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
• Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
• Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
• Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
• Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
• Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
• Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
• Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
• Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
• Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
1)пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
2) внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ, и торопятся его вписать);
3) если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
4) если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Советы родителям по подготовке обучающихся к ГИА.

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ГИА или ЕГЭ . Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий .
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Организация занятий.
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ГИА или ЕГЭ и заполнения бланков , особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!


Питание и режим дня.
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность...

    

Экзамены

  Экзамены: единственная возможность
  знать хоть что-то хотя бы на несколько дней.
Жорж Элгози

    Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Экзамен даже для хорошо подготовленного человека – всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости. С.И. Ожегов в «Толковом словаре» уточняет: «Экзамен – проверочное испытание, по какому – то учебному предмету. Тягостное переживание, несчастье». Соответственно, экзамен является источником стресса, как и любое переживание или несчастье.
Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике.
  Современные исследователи считают, что развитие болезней человека чуть ли не в 90 % случаев связано со стрессом. А экзамены – это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Более того, физиологи отмечают, что во время экзаменов в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе.
  В одной из школ провели медицинское обследование подростков перед экзаменами и выявили у многих повышение артериального давления до отметки 170-180 мм рт ст, а пульс доходил до 120-130 ударов в минуту.
Какие факторы действуют на подростков, вызывая стресс?
Статистика опроса показала, что 49% боятся получить плохую оценку, 21% «теряет сознание» перед экзаменом, 11% «просто не уверены в себе», 10% из-за физического состояния и только 8% - «разгильдяи», т.е. подростки с низким уровнем знаний.
  Большая роль на оказание помощи детям ложится на администрацию и педагогов школы. Но для того чтобы помочь, нужно научиться разбираться в себе и самому справляться со стрессом.
  Итак, многие ненавидят школу, которая становится стрессогенным фактором. Что делать? Какой выход? А выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!
Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболевает».
Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость.
Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, к урокам, которые вам придется выдавать (выполнять), пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием «скука».
  Необходимо научить детей обращать внимание на состояние своего физического и психического здоровья.

Признаки стресса

Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы.
  Психологическими признаками стресса являются: рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и лекарственной зависимости.
Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?
  Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но необходимо помнить о дозировке. Все должно быть в меру.
  Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Походы и занятия в спортивном зале, зарядка, танцы, можно петь, гулять по городу, сходить в баню, принять душ.
  В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Можно попробовать следующее: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.
  В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Уделяйте внимание родителям, бабушкам, дедушкам, сестре или брату, ведь они особо нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.
  Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться со своим волнением и напряжением в процессе подготовки к сдаче экзамена, умело используя свой инструмент самопомощи.
  Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас. «Сбросить» внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена вам помогут методы саморегуляции.

Саморегуляция

  Первая группа методов саморегуляции основана на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет под рукой.
  Когда во время подготовки к экзаменам вас начинают охватывать неприятные чувства, вы теряете контроль за своими эмоциями, впадаете в отчаяние, полезно использовать следующие средства «из жизни»:
1. Рассказать все друзьям, которые поймут и посочувствуют.
2. Лечь спать (выспаться).
3. Заниматься спортом(настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем).
4. Послушать любимую музыку, помыть посуду.
5. Потанцевать под музыку, как спокойную, так и буйную.
6. Погладить кошку или собаку.
7. Плакать и смеяться. Смех и плач оказываются своеобразной защитой нервной системы. Их можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов.
8. Пересчитывать зубы языком с внутренней стороны.
9. Легко сжимать или разжимать в руке маленький мячик или резиновую игрушку.
10. Перебирать кончиками пальцев чеки, бусы и др. мелкие предметы.
11. Разорвать газету на мелкие кусочки, еще мельче и выбросить.
12. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
13. Поколотить подушку или выжать полотенце, даже если оно сухое – большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

  Вторая группа методов саморегуляции - методы целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, или психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения.
  Упражнения базируются на 4 способах саморегуляции: релаксации (расслабление), визуализации, самовнушения и рационализация.