Ваши дети и Вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни - подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена.
Экзамены - это испытание для личности в любом возрасте, особенно в подростковом. Экзамены - настоящий стресс. Стресс - это реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет.
Психологическая подготовка и поддержка ребёнка со стороны семьи - важнейшая составляющая его успеха на экзаменах. Вначале Вам важно определить, насколько Ваш ребёнок способен переносить стрессы. На этой основе вы можете определить способы его поддержки.
Подростки с хорошей переносимостью стрессов:
С детства отважны, не только не боятся риска и опасностей, но и стремятся к ним.
Отличаются большим интересом ко всему окружающему, всё исследуют.
Самостоятельно учатся уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается и даже улучшается.
Им всегда нравились самые разные ситуации испытания их способностей, знаний и умений - они предвкушают их, как спортсмены важных стартов.
К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и показали хорошие результаты.
Во время контрольных и экзаменов они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет мышление и сообразительность.
Они с удовольствием делятся с Вами своими достижениями, в том числе в учёбе и на экзаменах.
Неудачи на экзаменах не вызывали у них переживаний своей неполноценности, пессимизма, они не «опускали рук», а, наоборот, у них возникал азарт, стремление достичь успеха.
Такие подростки требуют подхода к ним как к взрослым. Вам не надо развивать у них саму способность преодолевать стрессы, Ваша поддержка должна сводиться к активизации у детей имеющихся ресурсов преодоления стрессов .
Основные направления помощи.
Питание - регулярное, лучше 5 раз в день, но не есть перед сном.
Больше витаминов - овощей, фруктов, ягод( брусника, клюква, черника, чёрная смородина), лимонов и апельсинов.
Режим дня: не заниматься по ночам - заканчивать занятия не позднее 22:00; перед сном – около часа отдыха и переключения внимания; сон не меньше 8-ми часов.
Подростку оптимально заниматься периодами по 1,5 часа с получасовыми перерывами и с применением в них приёмов переключения внимания:
- прослушивание музыки, успокаивающей подростка.
- чтение книг или просмотр фильмов - приключение, юмор.
- лёгкая гимнастика под бодрящую музыку.
-непродолжительное общение с друзьями по телефону.
- аутогенная тренировка.
Домашняя физиотерапия:
- прохладный или контрастный душ с утра;
- вечером успокаивающие тёплые ванны (хвойные, ароматизированные);
- массаж головы и шейно - воротниковой зоны( утром интенсивный, стимулирующий, вечером- слабыми прикосновениями, успокаивающий).
На время подготовки к ЕГЭ лучше исключить работу в Интернете, если этого не требует сама подготовка.
Помощь репетиторов. Этот вид помощи не является обязательным, решение о нём принимается после консультации семьи с преподавателями школы с решающим словом за подростком. Начинать занятия надо с тех предметов, которые он выбрал, по которым подросток чувствует себя менее уверенно, это сразу снижает уровень тревожности. Из всех предметов ЕГЭ достаточно репетиторства по двум - трём.
Волевая мобилизация. Вы можете предложить подростку проанализировать его способы, с помощью которых он начинал впоследствии успешные для него дела как поддерживал себя при возникновении препятствий и трудностей. К ним могут относиться: предварительное составление подробного плана действий, предвидение препятствий и вариантов их преодоления, отдача самому себе приказа о начале дела, отождествление себя с любимым героем (книг, фильмов) или авторитетным взрослым и др.
Семейная психотерапия.
Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с ЕГЭ. Такая среда создаётся следующими приёмами:
- Более частый контакт родителей с ребёнком - в перерывах между занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.
- Совместное и ежедневное проведение позитивных итогов дня. Вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребёнку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.
- Совместные с ребёнком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов. Вы можете рассказать ребёнку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.
- Стиль общения с ребёнком - оптимистический, задорный, с юмором.
Подростки с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учёбе
С детства некоторые подростки отличаются страхами: он боится остаться один, темноты, животных, высоты, незнакомых.
Позже, при подготовке к школе и в младших классах к ним присоединяются страхи проявить инициативу, самостоятельность, начать дело, допустить ошибку, страх оценки результатов, ответов на уроке, особенно - у доски.
Чтобы избежать стрессов, связанных с испытаниями, дети пытаются избежать их (например, просят освобождения от экзаменов), сказываются больными.
Стараются оттягивать приготовление домашних уроков под разными предлогами.
На контрольных и экзаменах они сильно переживают, и у них ухудшается мышление (« ничего не могут сообразить»); в результате они не решают даже те задачи, которые в спокойной ситуации решили бы без труда.
Пытаются скрывать от родителей свои неудачи в учёбе, отчего развиваются навыки защитной лживости.
Подолгу переживают из-за низких оценок или, наоборот, те не вызывают у них стремления их улучшить, а лишь обостряют попытки уклониться от учёбы.
Ранее имели периоды трудностей в учёбе и ухудшение успеваемости – в начале учёбы в 1-2-м классе, при переходе в 5-6 классы, при усложнении программы в 8-9 классе.
Помощь родителей.
Подростки с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учёбе нуждаются в непрерывной поддержке родителями и в длительной подготовке к ЕГЭ - в течение всего года учёбы, или даже лучше в течение 10-11-го классов.
Сущность такой подготовки – повышение у детей способности переносить стрессы, быть самостоятельными и организованными.
Основные направления помощи родителей.
Психофизиологическая помощь.
Она аналогична помощи предыдущей группе, а, кроме того, включает направления, специально рассчитанные для данного типа детей:
1. Удлинение сна до 9-10 часов в сутки, можно с выделением из него 2-3 часов дневного сна;
2. Учащение вашего контакта с ребёнком - обнимании и ласки;
3. Приготовление ребёнку его любимых блюд;
4. Получение у врача (детского невропатолога ) лечения, укрепляющего и успокаивающего нервную систему ребёнка ( отметим, что современное успокаивающее лечение не только не тормозит нервную систему, а, наоборот, способно стимулировать интеллект и работоспособность); начинать лечение следует за 1-3 месяца до ЕГЭ.
Некоторые особенности запоминания.
1. Трудность запоминания растёт непропорционально объёму. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределённое заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Чем больше времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
Условия поддержки работоспособности
1. Чередование умственного и физического труда.
2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове) так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.
3. Бережное отношение к зрению.( Делать перерыв каждые 20-30 минут: взгляд вдаль, оторвать глаза от книги.)
4. Минимум телевизионных передач!
Приёмы психологической защиты
1. Переключение. Начинайте думать о чём-нибудь для Вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
2. Сравнение. Сравните своё состояние с состоянием и положением других людей, и Вы найдёте, что у многих оно тяжелее, чем у Вас. Это ослабит Ваше переживание.
3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызывающие у Вас даже маленькую радость.
4. Мобилизация юмора. Смех - противодействие стрессу.
5. Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра».
6. Разрядка ( физическая работа, игра, любимые занятия).
7. Быстрое мышечное расслабление (релаксация)
Экзамены: единственная возможность
знать хоть что-то хотя бы на несколько дней.
Жорж Элгози
Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Экзамен даже для хорошо подготовленного человека – всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости. С.И. Ожегов в «Толковом словаре» уточняет: «Экзамен – проверочное испытание, по какому – то учебному предмету. Тягостное переживание, несчастье». Соответственно, экзамен является источником стресса, как и любое переживание или несчастье.
Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике.
Современные исследователи считают, что развитие болезней человека чуть ли не в 90 % случаев связано со стрессом. А экзамены – это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Более того, физиологи отмечают, что во время экзаменов в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе.
В одной из школ провели медицинское обследование подростков перед экзаменами и выявили у многих повышение артериального давления до отметки 170-180 мм рт ст, а пульс доходил до 120-130 ударов в минуту.
Какие факторы действуют на подростков, вызывая стресс?
Статистика опроса показала, что 49% боятся получить плохую оценку, 21% «теряет сознание» перед экзаменом, 11% «просто не уверены в себе», 10% из-за физического состояния и только 8% - «разгильдяи», т.е. подростки с низким уровнем знаний.
Большая роль на оказание помощи детям ложится на администрацию и педагогов школы. Но для того чтобы помочь, нужно научиться разбираться в себе и самому справляться со стрессом.
Итак, многие ненавидят школу, которая становится стрессогенным фактором. Что делать? Какой выход? А выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!
Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболевает».
Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость.
Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, к урокам, которые вам придется выдавать (выполнять), пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием «скука».
Необходимо научить детей обращать внимание на состояние своего физического и психического здоровья.